"Вечерний Омск" 14 марта 1983 года
Лучше бы сказать — будущий отряд. Потому что в политехническом институте состоялось только первое организационное собрание претендентов на звание бойца отряда «Время-83». В аудитории 115 первого учебного корпуса собралось несколько десятков студентов. Сидели, тихо переговаривались, чувствуя, что делают в жизни своей серьезный шаг.
С первого ряда встал и направился на кафедральное возвышение командир будущего отряда Виталий Подворный. Пятикурсник механико-технологического факультета, он уже четвертый раз собирается провести лето в строительном отряде, был уже и на БАМе, дело знает, с производственной обстановкой знаком.
— Начну с самого главного, — сказал командир. — С дисциплины. На рабочем участке и на территории лагеря, где будем жить, должно быть все чисто, опрятно. Чтобы ни единого окурка. Как в метро. Дисциплина начинается с мелочей. Второе: работать и жить будем в тайге. Есть свободное время — иди, погуляй, ягода, грибы, рыбалка рядом. Но есть книга: запиши время, когда ушел из лагеря, куда ушел, когда вернешься — отметь: вернулся тогда-то.
Наверное, студенты (а это в основном второкурсники) — бойцы будущего сборного отряда с четырех факультетов— не думали, что собрание начнется с какой-то даже не представляемой ими книги ухода-прихода. Но, думается, такая запевка разговора подчеркнула серьезность работы и жизни в таежно-болотистом районе БАМа. Реальном участке стройки века, а не телевизионном и тем более не воображаемом — только празднично - торжественном.
Вперед вышла Галина Злобина, комиссар «Времени-83». Она тоже пятикурсница и едет в ССО уже пятый раз. В прошлом году была на БАМе. Галя невысокого роста, у нее легкая улыбка, но, кажется, твердый характер.
— Есть определенные требования к тем, кто хочет быть в отряде, — сказала она. — Если увидел объявление: «Время-83» играет сбор,
приходи, если даже у тебя температура 40 (а я уже думал, что нынешние студенты отказались от романтического максимализма Павки Корчагина. И было приятно видеть, как маленькая девушка учит рослых младшекурсников
быть деловыми людьми, надежными товарищами во всем). А «забыл» или «не видел объявления» — это не объяснение, — продолжает комиссар. — Кроме того, при заполнении анкеты не скрывайте своих способностей, талантов, умений: играю в футбол, пога, рисую, танцую, столярничаю и т. д. В прошлом году, например, наш отряд был чемпионом по футболу одной из бамовских строительных зон.
Мне рассказали, что один из финальных матчей шел в дождь, а футбольное поле было покрыто не зеленой травой, а щебенкой, но играли ребята в форме, и играли азартно и рисково — и победили.
— Будет считаться, что вы умеете играть в футбол, если выступали минимум за сборную команду факультета. А то были случаи: парень говорит, мол, пишу плакатным пером. Даю перо — ничего у него не получается.
Нам предстоит так называемый ремонт пути, — рассказал мне перед собранием командир. — Я понимаю, что тут сразу возникает вопрос: какой ремонт на новой магистрали? Но БАМ не зря зовется стройкой века. И дело не в пути. Дело в трудностях, которые припасла для строителей природа. По большей части магистраль прокладывается по мерзлому грунту, а когда
лето приходит, грунт садится.
Кроме того, при использовании путеукладчиков нет того качества, что при ручной укладке рельсов. Но это детали. Какова обычная студенческая производительность?
Подъемка щебеночного полотна — 1000 м в день, выправка колеи — 1500 м, разгонка шпал на одинаковое расстояние — 800 м.
— Что значит «рабочий день»? вступает в разговор Галина Злобина. — В восемь утра выезжаем на трассу, а вечером, а 22 часа, возвращаемся. Казалось бы, зачем при таком интенсивном труде да в отрыве от населенных пунктов заботиться о наличии каких-то «посторонних» талантов у бойцов ССО? Но именно в такой ситуации, когда трудно, когда работа монотонна, когда вокруг тебя одни и те же люди, в отрыве от привычного городского комфорта — в такой ситуации очень важно, чем богат человек. Чем он поможет своему товарищу в трудную минуту: песней, шуткой, «молнией», выпущенной в честь его дня рождения? На БАМе я поняла, что нет у человека «лишних» умений и талантов, все они идут в дело, заражая отряд оптимизмом, мешая эмоциональному застою, помогают ребятам стать сильнее, взрослее, мудрее.
Продолжается собрание.
— Вопросы есть? — спрашивает командир. — Что-то не слышу? Да неужели мы вас напугали? Ничего, ничего, подумайте: БАМ — это не курорт, это, если хотите, корчагинская школа закалки характера. Это школа помогает проверить себя: на что ты способен!
А тем временем по рядам ходит лист бумаги, куда студенты, желающие попасть в отряд, вписывают свои фамилии. Давайте познакомимся с теми, кто хочет поехать на БАМ? В первом ряду — секретарь комитета ВЛКСМ механико-технологического факультета Александр Леденев; на магистраль едет в первый раз, едет рядовым бойцом. Рядом с ним — Андрей Станкеев, заместитель секретаря комитета комсомола МТФ. На БАМ едет тоже в первый раз. Комсорг третьего курса факультета Андрей Калинин собирается на магистраль второй раз, так же как и председатель факультетского штаба «КП» Владимир Попов.
— Три месяца, кажется, — срок небольшой, — сказал мне Володя Попов. — Но... Но наши математики просчитали, что боец, работающий ломом, успевает поднять за световой день 500 тонн на высоту амплитуды лома. Устаешь капитально. Особенно кисти рук. Я специально их тренировал, например. Очень сильно действует удаленность от поселков; как-то на втором месяце работы увидели АН-2 и были рады этому, будто привет из дома прилетел. Чем хороша школа БАМа? Здесь ребята узнают цену труда. И не только через количество заработанных десяток, но узнают цену труда в государственном измерении: бойцы видят, как необходима стране эта магистраль, как она трудна, видят, что нет в стране ни, лишних рабочих рук, ни лишних свободных минут, что надо учиться работать — становиться мастером в своем деле и не бояться трудностей. Нам в этом отношении показали пример «коренные» бамовцы. Какие это замечательные люди, влюбленные в край, который стал им второй родиной, влюбленные в магистраль. Когда мы летели на БАМ, случайно купили журнал «Огонек», там был напечатан портрет мастера строительно-монтажного 573-го, поезда Николая Григорьевича Родионова, награжденного медалью «За освоение БАМа». И каково же было наше удивление, такова была радость, когда мы увидели, что нашим наставником, нашим шефом в лето-82 будет именно Николай Григорьевич!..
50 политехников выбирают трудную магистраль века. И, думаю, они не ошибаются. Потому что эта стройка станет главным звеном в стройке их характеров и судьбе.
В. ЧЕКМАРЕВ