НАШ ОМСКИЙ СТРОЙОТРЯД

А стройотряды уходят дальше…

joomplu:1960

Вечерний Омск"Вечерний Омск" 14 марта 1983 года

Лучше бы сказать — буду­щий отряд. Потому что в политехническом институте состоялось только первое организационное собрание претендентов на звание бойца отряда «Время-83». В аудитории 115 первого учебного корпуса собралось несколько десятков студентов. Сидели, тихо переговаривались, чувствуя, что делают в жизни своей серьезный шаг.

С первого ряда встал и на­правился на кафедральное возвышение командир буду­щего отряда Виталий Подвор­ный. Пятикурсник механико-технологического факульте­та, он уже четвертый раз собирается провести лето в строительном отряде, был уже и на БАМе, дело знает, с производственной обстановкой знаком.

— Начну с самого главно­го, — сказал командир. — С дисциплины. На рабочем уча­стке и на территории лагеря, где будем жить, должно быть все чисто, опрятно. Чтобы ни единого окурка. Как в метро. Дисциплина начинается с ме­лочей. Второе: работать и жить будем в тайге. Есть сво­бодное время — иди, погу­ляй, ягода, грибы, рыбалка рядом. Но есть книга: запи­ши время, когда ушел из ла­геря, куда ушел, когда вер­нешься — отметь: вернулся тогда-то.

Наверное, студенты (а это в основном второкурсники) — бойцы будущего сборного от­ряда с четырех факультетов— не думали, что собрание нач­нется с какой-то даже не представляемой ими книги ухода-прихода. Но, думается, такая запевка разговора под­черкнула серьезность работы и жизни в таежно-болотистом районе БАМа. Реальном уча­стке стройки века, а не телевизионном и тем более не воображаемом — только пра­зднично - торжественном.

Вперед вышла Галина Злобина, комиссар «Времени-83». Она тоже пятикурсница и едет в ССО уже пятый раз. В прошлом году была на БАМе. Галя невысокого роста, у нее легкая улыбка, но, кажется, твердый характер.

— Есть определенные требования к тем, кто хочет быть в отряде, — сказала она. — Если увидел объявле­ние: «Время-83» играет сбор,

приходи, если даже у тебя температура 40 (а я уже думал, что нынешние студенты отказались от романтического максимализма Павки Корчагина. И было приятно видеть, как маленькая девушка учит рослых младшекурсников
быть деловыми людьми, надежными товарищами во всем). А «забыл» или «не видел объявления» — это не объяснение, — продолжает комиссар. — Кроме того, при заполнении анкеты не скрывайте своих способностей, талантов, умений: играю в футбол, пога, рисую, танцую, столярничаю и т. д. В прошлом году, например, наш отряд был чемпионом по футболу одной из бамовских строи­тельных зон.

Мне рассказали, что один из финальных матчей шел в дождь, а футбольное поле было покрыто не зеленой травой, а щебенкой, но игра­ли ребята в форме, и играли азартно и рисково — и побе­дили.

— Будет считаться, что вы умеете играть в футбол, если выступали минимум за сбор­ную команду факультета. А то были случаи: парень говорит, мол, пишу плакатным пером. Даю перо — ничего у него не получается.

Нам предстоит так называемый ремонт пути, — рас­сказал мне перед собранием командир. — Я понимаю, что тут сразу возникает вопрос: какой ремонт на новой магистрали? Но БАМ не зря зовет­ся стройкой века. И дело не в пути. Дело в трудностях, которые припасла для строителей природа. По большей части магистраль прокладывается по мерзлому грунту, а когда
лето приходит, грунт садится.

Кроме того, при использовании путеукладчиков нет того качества, что при ручной ук­ладке рельсов. Но это дета­ли. Какова обычная студен­ческая производительность?

Подъемка щебеночного по­лотна — 1000 м в день, вы­правка колеи — 1500 м, раз­гонка шпал на одинаковое расстояние — 800 м.

— Что значит «рабочий день»? вступает в разговор Галина Злобина. — В восемь утра выезжаем на трассу, а вечером, а 22 часа, возвраща­емся. Казалось бы, зачем при таком интенсивном труде да в отрыве от населенных пунк­тов заботиться о наличии ка­ких-то «посторонних» талантов у бойцов ССО? Но именно в такой ситуации, когда трудно, когда работа монотонна, когда вокруг тебя одни и те же люди, в отрыве от привычно­го городского комфорта — в такой ситуации очень важно, чем богат человек. Чем он поможет своему товарищу в трудную минуту: песней, шут­кой, «молнией», выпущенной в честь его дня рождения? На БАМе я поняла, что нет у человека «лишних» умений и талантов, все они идут в де­ло, заражая отряд оптимизмом, мешая эмоциональному застою, помогают ребятам стать сильнее, взрослее, муд­рее.

Продолжается собрание.

— Вопросы есть? — спраши­вает командир. — Что-то не слышу? Да неужели мы вас на­пугали? Ничего, ничего, поду­майте: БАМ — это не ку­рорт, это, если хотите, корчагинская школа закалки харак­тера. Это школа помогает проверить себя: на что ты способен!

А тем временем по рядам ходит лист бумаги, куда сту­денты, желающие попасть в отряд, вписывают свои фами­лии. Давайте познакомимся с теми, кто хочет поехать на БАМ? В первом ряду — секре­тарь комитета ВЛКСМ механико-технологического факуль­тета Александр Леденев; на магистраль едет в первый раз, едет рядовым бойцом. Рядом с ним — Андрей Станкеев, заместитель секретаря коми­тета комсомола МТФ. На БАМ едет тоже в первый раз. Ком­сорг третьего курса факуль­тета Андрей Калинин собира­ется на магистраль второй раз, так же как и председатель факультетского штаба «КП» Владимир Попов.

— Три месяца, кажется, — срок небольшой, — сказал мне Володя Попов. — Но... Но наши математики про­считали, что боец, работаю­щий ломом, успевает поднять за световой день 500 тонн на высоту амплитуды лома. Уста­ешь капитально. Особенно кисти рук. Я специально их тренировал, например. Очень сильно действует удаленность от поселков; как-то на втором месяце работы увидели АН-2 и были рады этому, будто привет из дома прилетел. Чем хороша школа БАМа? Здесь ребята узнают цену труда. И не только через количество заработанных десяток, но уз­нают цену труда в государ­ственном измерении: бойцы видят, как необходима стране эта магистраль, как она трудна, видят, что нет в стране ни, лишних рабочих рук, ни лиш­них свободных минут, что на­до учиться работать — стано­виться мастером в своем де­ле и не бояться трудностей. Нам в этом отношении пока­зали пример «коренные» бамовцы. Какие это замечатель­ные люди, влюбленные в край, который стал им второй родиной, влюбленные в маги­страль. Когда мы летели на БАМ, случайно купили журнал «Огонек», там был напечатан портрет мастера строительно-монтажного 573-го, поезда Ни­колая Григорьевича Родионо­ва, награжденного медалью «За освоение БАМа». И како­во же было наше удивление, такова была радость, когда мы увидели, что нашим на­ставником, нашим шефом в лето-82 будет именно Нико­лай Григорьевич!..

50 политехников выбирают трудную магистраль века. И, думаю, они не ошибаются. Потому что эта стройка ста­нет главным звеном в строй­ке их характеров и судьбе.

В. ЧЕКМАРЕВ